Майский Муниципальный район

Развитие конкуренции

Состояние конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики

Внедрение стандарта развития конкуренции в Майском муниципальном районе  осуществляется с 2017 года.

В рамках заключенного Соглашения о взаимодействии между Министерством экономического развития Кабардино-Балкарской Республики  и администрацией Майского муниципального района  по внедрению стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утверждённого Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 №1738-р:

определён уполномоченный орган, ответственный за внедрение стандарта развития конкуренции на территории Майского муниципального района - отдел экономики и предпринимательства местной администрации Майского муниципального района;

распоряжением местной администрации Майского муниципального района от 23.12.2019 № 299 утвержден Перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Майском муниципальном районе и План мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции на рынках товаров и услуг в Майском муниципальном районе;

выполнен План мероприятий, направленный на популяризацию деятельности по развитию конкуренции и конкурентной среды на рынках товаров и услуг на территории Майского муниципального района  на 2019- 2021 гг.;

проводится работа с представителями предпринимательского сообщества, направленная на развитие конкуренции на территории Майского муниципального района;

обеспечено размещение на официальном сайте муниципального образования  Майский муниципальный  район в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (Майский Муниципальный район (kbr.ru)) в разделе «Развитие конкуренции» документов, принимаемых в целях содействия развитию конкуренции, и иных материалов о деятельности по содействию развитию конкуренции в Майском муниципальном  районе;

на регулярной основе проводятся круглые столы с участием  представителей заинтересованных организаций и предпринимательского сообщества  по вопросам развития конкуренции и конкурентной среды на рынках товаров и услуг в Майском муниципальном районе;

проводится мониторинг и анализ мониторинга состояния конкурентной среды на территории Майского муниципального района;

сотрудник отдела экономики и предпринимательства местной администрации Майского муниципального  района ежегодно  проходит дистанционное обучение по внедрению стандарта развития конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике; 

Проведены мероприятия по содействию развитию конкуренции на приоритетных и социально значимых рынках Майского муниципального района, а именно:                                                                       

18 приоритетных рынков Майского муниципального района утверждены распоряжением местной администрации Майского муниципального района от 23.12.2019 г. № 299.

На сегодняшний день состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Майского муниципального района следующее.

1. Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами

В Майском муниципальном районе розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

На территории района  свою деятельность осуществляют 15 аптек.

Рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах Майского муниципального  района  имеет  высокую концентрацию, что создает большую конкуренцию в связи с большой плотностью размещения аптечных учреждений в одном микрорайоне на территории населенного пункта. Данный рынок характеризуется высоким уровнем конкуренции в районе.

2. Рынок медицинских услуг

Медицинские услуги  населению  в Майском районе оказывают: ГБУЗ «Центральная районная больница», в которую входят:

стационарное подразделение, взрослое поликлиническое отделение, (в том числе женская консультация), детская поликлиника и отделение скорой медицинской помощи с 3 выездными бригадами;

3 амбулатории - в ст. Александровская,  ст. Котляревская, с. Ново-Ивановское;

4 здравпункта - в с. Сарском, с. Октябрьское, х. Ново-Курский, х. Колдрасинский (здравпункты в х. Право-Урванский и с. Пришибо-Малкинское не функционируют).

Структура стационара представлена 113 круглосуточными койками в 6 отделениях по 6 профилям медицинской помощи и 35 койками дневного пребывания. Общая мощность амбулаторно-поликлинических подразделений 695 посещений в смену.

В связи с распространением коронавирусной инфекции нагрузка на систему здравоохранения района остается высокой.

В амбулаторно-поликлиническом подразделении функционирует дневной стационар общей мощностью 35 койко-мест.

Всего у больницы 11 официальных  адресов осуществления медицинской деятельности на территории Майского района и 26 кабинетов в муниципальных образовательных учреждениях.

Кроме того, в Майском муниципальном районе работает ГБУЗ «Стоматологическая  поликлиника» на 150 посещений в смену. Осуществляют деятельность частные стоматологические организации  ООО Фирма «Гарант» и ООО Стоматология «Новая улыбка», частные медицинские лаборатории  ООО «Гемотест» и Медицинский офис «Майский» (Инвитро). На территории Майского района медицинские услуги оказывают 2 частные клиники: ООО «Здравия» и  ООО «Домашний доктор».

3. Рынок дошкольного образования

В  2020-2021 учебном  году  в  Майском районе функционируют 12  дошкольных  корпусов  с  наполняемостью  1 870 воспитанника.

Кроме того, на территории района работают учреждения дополнительного образования (Детская школа искусств им. З.Н. Контер, Спортивная школа, Центр детского творчества, филиал Детской академии творчества «Солнечный город»).  

В 2021-2022 учебном году в учреждениях образования района обучается 4 969 человек, что на 136 детей больше, чем в прошлом году.

Общая численность воспитанников дошкольных групп составляет  1 870 человек. Количество воспитанников по сравнению с прошлым годом сократилось на 200 человек, что обусловлено общим снижением количества детей дошкольного возраста в районе, в том числе по причине сокращения рождаемости. Количество выпускников подготовительных к школе групп в 2021 году составило 417 человек. По состоянию на 01.01.2022 г. все дети, состоящие на учете обеспечены местами в дошкольных корпусах общеобразовательных учреждений.

Существует ряд проблем, затрудняющих развитие конкуренции в сфере дошкольного образования, таких как необходимость лицензирования образовательной деятельности,  высокий уровень затрат при выходе на рынок  по  содержанию образовательных организаций.     Частных организаций на данном рынке услуг нет.

4. Рынок услуг детского отдыха и оздоровления

Развитие конкуренции в сфере услуг детского отдыха и оздоровления сдерживается по причине больших первоначальных затрат и высоких требований  при осуществлении деятельности. Частных организаций на данном рынке услуг нет.

5. Рынок услуг дополнительного образования детей

Услуги дополнительного образования в Майском муниципальном районе оказывают 3 муниципальные организации: МКУ ДО «Центр детского творчества», МКУ «Спортивная школа», МУ ДО «Детская школа искусств имени З.Н. Контер». Дополнительные общеобразовательные программы осваивают 4 356 детей (из них в обще-образовательных учреждениях - 3 966 человек, в МКУ ДО ЦДТ - 390 человек). Общий охват системой дополнительного образования по сравнению с прошлым годом увеличился на 48 человек. 

Основными барьерами, препятствующими выходу новых хозяйствующих субъектов на данный рынок, являются сложности, связанные процедурами регистрации бизнеса, получением лицензии, арендой или приобретением зданий, помещений, а также с проверками надзорных органов и низкой платежеспособностью населения на данные услуги.

6. Рынок ритуальных услуг

Похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг, предоставляемых населению. На территории Майского муниципального района расположено  14  кладбищ, из них  4 закрытых.  Похоронные и ритуальные услуги в  Майском муниципальном районе оказывают 4 субъекта малого предпринимательства. Муниципальных предприятий в данной сфере услуг нет. Данный рынок характеризуется высоким уровнем конкуренции в районе.

7. Рынок добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения

Добыча общераспространенных ископаемых в  Майском муниципальном районе  осуществляется  1 предприятием в соответствии с  выданной лицензией на право пользования недрами. Главным административным барьером входа на соответствующий рынок является наличие права пользования недрами, оформляемое соответствующей лицензией,  и наличие земельного участка в пользовании или  в аренде, необходимого для пользования участком недр. Главные экономические барьеры - это отсутствие  необходимых финансовых средств для пользования недрами, технических и технологических возможностей. Также обязательным требованием является наличие квалифицированных специалистов. В соответствии с законодательством о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. Действующее законодательство о недрах не накладывает ограничений на предприятия, доля участия в которых Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более 50%. С учетом изложенного можно сделать вывод, что добыча общераспространенных полезных ископаемых характеризуется невысоким уровнем конкуренции в районе.

8. Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов

В настоящее время осуществляется переход к новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которой сбор, транспортировка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории  Майского муниципального района обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Между  Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и ООО «Экологистика» подписаны 3 соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кабардино-Балкарской Республики (1, 2, 3 зоны деятельности регионального оператора). Статус  регионального оператора присвоен на период с 28 апреля 2018 г. по 28 апреля 2026 г. (8 лет). С учетом изложенного  можно сделать вывод, что данный рынок характеризуется невысоким уровнем конкуренции в районе.

9. Рынок выполнения работ по благоустройству городской среды

В рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды"  в  2021 году было заключено 9 контрактов с частными подрядчиками  на общую сумму 9877,4 млн рублей, национального проекта "Жилье и городская среда " - 40 контрактов с КБ-Ипотека на сумму 42.2 млн рублей, 25 контрактов с ООО "ААА" на сумму 36,6 млн рублей.

В соответствии с заключенными контрактами в г.п. Майский частично выполнены  работы по благоустройству общественной территории, дворовых территорий 4 МКД, в с.п. ст Котляревская выполнены работы по благоустройству общественной территории, в с.п. с. Октярьское выполнены работы по благоустройству 2 дворовых территорий и 5 МКД.     

Муниципальных предприятий по выполнению данных видов работ на территории Майского муниципального района нет. 

10. Рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме

В  Майском муниципальном районе  осуществляют деятельность  три  управляющие компании частной формы собственности - ООО «Сервис+», ООО «ГУК Прохладный», ООО «Фаворит», которые обслуживают  53  многоквартирных дома.

Собственники помещений могут выбрать любую управляющую организацию, имеющую лицензию, при этом тариф на содержание помещения в каждом конкретном доме устанавливается на общем собрании собственников помещений.

Механизм получения лицензии на управление многоквартирными домами полностью регламентирован, административные барьеры для выхода на рынок отсутствуют. Муниципальных предприятий по выполнению данных видов работ на территории Майского муниципального района нет. Данный рынок характеризуется  высоким уровнем конкуренции в районе.

11. Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок

В Майском муниципальном районе рынок данных услуг представлен одним муниципальным предприятием МП ММР «ПАП» с привлечением частных перевозчиков. В настоящее время  доля хозяйствующих  субъектов  частной формы в общем количестве составляет  50%. Основные  проблемы  развития рынка услуг автомобильного транспорта:  отсутствие средств у перевозчиков на приобретение средств материально-технического обеспечения и обновление парка подвижного состава,  высокая степень износа дорожно-транспортной инфраструктуры, сложность получения лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров. Административными и экономическими барьерами входа на данный рынок хозяйствующих субъектов являются высокие первоначальные  затраты при входе на данный рынок, разница между экономически обоснованными  и фактическими тарифами за проезд,  требования   Федерального  закона от 13 июля  2015 г.  № 220-ФЗ «Об организации  регулярных перевозок пассажиров  и  багажа автомобильным  транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,  контроль  со стороны государственных органов исполнительной власти,  плановые и внеплановые проверки. Данный рынок характеризуется невысоким уровнем конкуренции в районе.

12. Рынок оказания услуг по ремонту автотранспортных средств

В Майском муниципальном районе осуществляют деятельность     15 хозяйствующих субъектов частной формы собственности в сфере ремонта автотранспортных средств. Данный рынок достаточно привлекателен для предпринимателей ввиду быстрой окупаемости бизнеса, отсутствия серьезных рисков и легко прогнозируемого поведения потребителей. Сдерживающим фактором развития рынка является недостаточная квалификация работников по ремонту автотранспортных средств. Муниципальных предприятий по оказанию данных услуг  на территории Майского муниципального района нет.

Данный рынок характеризуется  высоким уровнем конкуренции в районе.

13. Рынок услуг связи, в том числе услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

В Майском муниципальном районе услуги связи предоставляет: ОАО "Ростелеком" КБ Филиал "Майский РУС", ООО "Майский Городской Информационный Центр". Монтированная номерная емкость АТС составляет 8,3 тыс. портов, используемая емкость 7,0 тыс. портов. Количество АТС - 8. Охват уверенной мобильной связи населенной территории Майского муниципального района составляет: Билайн - 96,8%, Мегафон - 88,0%, МТС-79,0%.  Уровень цифровизации достигает 8,6%. Количество пользователей информационно-коммукационной сети Интернет составляет 6,3 тыс. абонентов.

Муниципальных предприятий по оказанию данных услуг на территории Майского муниципального района нет. В целом данный рынок характеризуется приемлемым уровнем конкуренции в районе.

14. Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок

В настоящее время  функционируют 9 регулярных межмуниципальных   маршрутов.  Осуществляют перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок 3 организации различных форм собственности (в т.ч 1-МП и 2 ИП). В пассажирских перевозках задействованы 10 единиц транспортных средств. Барьером, затрудняющим предпринимательскую деятельность на данном рынке, является недобросовестная конкуренция, связанная с незаконной деятельностью нелегальных перевозчиков. Данный рынок характеризуется невысоким уровнем конкуренции в районе. 

15. Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси

На сегодняшний день в Майском районе зарегистрировано 9 хозяйствующих субъектов, действующих на основании выданных разрешений  на  осуществление деятельности по перевозке пассажиров  и багажа легковым такси, 100% которых имеют частную форму собственности. Барьером, затрудняющим предпринимательскую деятельность на данном рынке, является недобросовестная конкуренция, связанная с незаконной деятельностью нелегальных перевозчиков. Данный рынок характеризуется высоким уровнем конкуренции в районе.

16. Рынок кадастровых и землеустроительных работ

На территории Майского муниципального района осуществляют деятельность 4  кадастровых  инженера  с действующим  членством  в  саморегулируемых   организациях. Доля частного сектора на рынке  услуг  составляет 100%.  Рынок   кадастровых и  землеустроительных  работ  в целом обеспечивает потребность в указанных услугах, вместе с тем есть  и проблемные вопросы: отсутствие картографической основы, от которой напрямую  зависит достоверность  кадастровых данных, недостаточный уровень квалификации, которое приводит к снижению качества кадастровых работ и, как следствие, к ошибкам в сведениях Единого государственного реестра недвижимости. Муниципальных услуг на данном рынке нет. Данный рынок характеризуется невысоким уровнем конкуренции в районе.

17. Рынок услуг в сфере наружной рекламы

Деятельность в сфере наружной рекламы  в настоящее время осуществляют хозяйствующие субъекты, имеющие исключительно частную форму собственности. Потребителями (покупателями) услуг  по распространению наружной рекламы являются как юридические, так и физические лица (индивидуальные предприниматели), желающие разместить на рекламных конструкциях рекламу своей деятельности. Рынок характеризуется высоким уровнем развития конкуренции. Основной проблемой на рассматриваемом рынке является наличие теневого сектора. Основные задачи на рынке:  выявление и демонтаж незаконных рекламных конструкций;  обеспечение честной конкуренции. Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов на рынок являются административные, экономические и организационные ограничения. Экономическим барьером является значительный размер первоначального капитала для создания и установки  рекламной  конструкции.  Данный  рынок    характеризуется невысоким уровнем конкуренции в районе.

18. Рынок жилищного строительства

Доля организаций с частной формой собственности на рассматриваемом рынке составляет 100%. К основным проблемам в развитии конкуренции в области  жилищного строительства можно отнести  необходимость лицензирования деятельности, существенные капитальные затраты  при освоении и осуществлении строительной деятельности, в частности на получение разрешения на строительство объектов жилой недвижимости, выдачу технических условий эксплуатирующими организациями и органами местного самоуправления  с  учетом ремонта (перекладки) существующих сетей в размерах, несоизмеримых с объемами по основному объекту (жилому дому). Муниципальные  предприятия  на данном рынке отсутствуют. Данный рынок характеризуется невысоким уровнем конкуренции в районе.

Наверх